Первая неделя.
Дети до 12 лет: 3-4 предложения в день.
Дети от 12 и взрослые: полстраницы в день.
Вторая неделя.
Дети до 12 лет: полстраницы в день.
Дети от 12 и взрослые: 1-2 страницы в день.
Далее добавляем или не добавляем объем согласно возможностям и ощущениям.
Во время традиционного чтения глаза посредством скачков и фиксаций доходят до конца строки, а потом совершают быстрый регрессивный скачок влево, к началу следующей строки, и все повторяется сначала.**
Таким образом формируется глазодвигательный рефлекс чтения слева направо. От уровня развития этого рефлекса зависит, насколько бегло читает человек, насколько быстро он может осознавать смысл прочитанного.
При зеркальном чтении справа налево этот годами наработанный рефлекс не помогает, а мешает восприятию отражённого текста. Необходимо переобучить глазодвигательную систему, что требует новой межполушарной синаптической организации.
Буквы в русском языке в своем отраженном виде могут:
a. Не измениться: п, т, ф, х, ш, н, й, ж, м, о.
b. Измениться: ц, у, к, е, г, щ, з, ъ, ы, в, р, л, д, э, я, ч, с, и, ь, б, ю.
c. Напоминать буквы из других языков: Я — R, И — N.
Это создаёт для структур головного мозга ещё несколько препятствий, первое из которых — распознать фонему, соответствующую воспринимаемому символу.
Принцип чтения в русском языке — слоговой. Суть его заключается в том, что отдельно взятая буква почти никогда не может быть прочитана, поскольку ее прочтение зависит от последующей буквы.**
При чтении отраженного текста структуры головного мозга вынуждены производить разворот, распознавание, угадывание отдельных символов, слогов, слов и фраз, что для неопытного зеркального читателя является высокосложной операцией, в обеспечении которой задействованы структуры зрительной коры, ассоциативные зоны обоих полушарий, центры импрессивной и экспрессивной речи, структуры лимбического мозга.
Для обеспечения процесса зеркального чтения все структуры головного мозга, а в особенности самые в эволюционном смысле последние его образования — речевые ансамбли — будут вынуждены строить дополнительную синаптическую сеть, эффект от интеграции с которой может стать заметен самому практикующему.
Несмотря на показанную сложность процесса зеркального чтения, получение элементарных навыков происходит за короткое время. Каждый следующий подход к зеркальному чтению будет отмечаться повышением качества чтения и улучшением понимания смысла прочитанного.
Одновременная сложность и простота освоения зеркального чтения делают эту практику чрезвычайно эффективным и доступным инструментом развития высших психических функций у людей любого возраста, достатка и подготовленности.
Автор статьи: Максим Раменский