· мода · нейробиология · искусство ·

Зеркальное издательство

польза зеркального чтения
Рекомендации по объему чтения:

Детям от 8 до 11 лет: 3—4 предложения в день.

Детям от 12 лет и взрослым: полстраницы зеркального текста в день.

Во второй половине двадцатого века ученые разных стран проводили эксперименты по сравнению особенностей восприятия текста и мышления людей, читающих в разные стороны.

Советские ученые проводили сравнение советских школьников, читающих на русском слева направо, и арабских школьников, читающих на арабском справа налево.
Американские ученые сравнивали особенности мышления американских школьников, читающих слева направо на английском, и израильских школьников, читающих и справа налево на иврите, и слева направо на английском.

В результате экспериментов было показано, что направление письменной формы языка изменяет алгоритмы восприятия и мышления человека гораздо сильнее, чем структура языка: при чтении текста слева направо мозг учится работать в одном алгоритме, а при чтении справа налево — в другом.

Этот феномен является следствием асимметрии мозга, его латеральной организации — нейрофизиологическим запечатлением того, как различные процессы жизнедеятельности связывались в филогенезе с правым или левым полушарием головного мозга.

Ни «правый», ни «левый» алгоритм работы мозга не лучше и не хуже, они разные и являются основами различных стратегий мышления.

Обладатель «правой» и «левой» стратегий мышления при прочих равных обладает увеличенным количеством доступных вариантов сознательного и автоматического реагирования, а также более высоким качеством критической оценки происходящего.
  • В результате регулярного зеркального чтения меняются роль и степень участия каждого полушария в процессах восприятия, внимания и мышления.

  • Зеркальное чтение формирует дополнительную программу работы структур глазодвигательной системы, зрительной сенсорной коры, ассоциативных зон и комиссуральных перекрытий.

  • Чтение зеркально отраженных слов, предложений, высказываний обеспечивает рост ассоциативных связей между зеркальными нейронами целого ряда зон головного мозга.

  • В процессе зеркального чтения происходит обновление сложившейся латеральности речевых зон.

Во время традиционного чтения глаза посредством скачков и фиксаций доходят до конца строки, а потом совершают быстрый регрессивный скачок влево, к началу следующей строки, и все повторяется сначала.*


Таким образом формируется глазодвигательный рефлекс чтения слева направо. От уровня развития этого рефлекса зависит, насколько бегло читает человек, насколько быстро он может осознавать смысл прочитанного.


При зеркальном чтении справа налево этот годами наработанный рефлекс не помогает, а мешает восприятию отражённого текста. Необходимо переобучить глазодвигательную систему, что требует новой межполушарной синаптической организации.


Буквы в русском языке в своем отраженном виде могут:

a. Не измениться: п, т, ф, х, ш, н, й, ж, м, о.

b. Измениться: ц, у, к, е, г, щ, з, ъ, ы, в, р, л, д, э, я, ч, с, и, ь, б, ю.

c. Напоминать буквы из других языков: Я — R, И — N.


Это создаёт для структур головного мозга ещё несколько препятствий, первое из которых — распознать фонему, соответствующую воспринимаемому символу.


Принцип чтения в русском языке — слоговой. Суть его заключается в том, что отдельно взятая буква почти никогда не может быть прочитана, поскольку ее прочтение зависит от последующей буквы.*


При чтении отраженного текста структуры головного мозга вынуждены производить разворот и распознавание отдельных символов, слогов, слов и слов с предлогами, что для неопытного зеркального читателя является высокосложной операцией, в обеспечении которой задействованы структуры зрительной коры, ассоциативные зоны обоих полушарий, центры импрессивной и экспрессивной речи, структуры лимбического мозга.


При чтении слева направо восприятие текста начинается в левом поле зрения, за принятие ощущений с которого отвечает правое полушарие. При чтении справа налево восприятие текста начинается в правом поле зрения, за которое отвечает левое. Таким образом, мы можем говорить о том, что чтение большинства предложений в лево-правом тексте начинается в правом полушарии, а в право-левом тексте — в левом полушарии.


Для обеспечения процесса зеркального чтения все структуры головного мозга, а в особенности самые в эволюционном смысле последние его образования — речевые зоны — будут вынуждены строить новую сложнейшую синаптическую сеть, объём которой в некоторых узлах можно сравнить с объемом той, что строилась во время становления навыка чтения в детском возрасте.


Этот новый объем будет интегрирован в мультисистему всех синаптических соединений головного мозга, увеличив ресурс высших психических функций настолько, что это станет заметно для практикующего.


Несмотря на показанную сложность процесса зеркального чтения, получение элементарных навыков происходит за короткое время. Каждый следующий подход к зеркальному чтению будет отмечаться повышением качества чтения и улучшением понимания смысла прочитанного.


Одновременная сложность и простота освоения зеркального чтения делают эту практику чрезвычайно эффективным и доступным инструментом развития высших психических функций у людей любого возраста, достатка и подготовленности.

*В статье использованы цитаты и сведения из научной монографии М. Н. Русецкой

Маргарита Николаевна Русецкая

Российский филолог, логопед

Ректор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина


Автор статьи: Максим Раменский

Made on
Tilda